Юзабилити аудит

Юзабилити аудит
Задать вопрос
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по услуге

Коротко о главном: согласно авторитетному источнику, Стандарту ISO 9241-11, например, «Юзабилити – степень эффективности, продуктивности и удовлетворенности определенным продуктом при использовании его определенным пользователем в определенном контексте для достижения определенных задач».


Аудит юзабилити сайта, по большей своей части, основывается на человеческих факторах, на принципах эргономики в том числе. Зная эти стандарты, вполне реально и логично разделить направления аудита юзабилити на 3 жирных категории: оценка технической части сайта, дизайна и контента.

Контент сайта

Текст, понятный твоей бабушке или всё идеальное – просто

Слова должны быть максимально просты для восприятия, т.е. никакой переоптимизации ключевиками семантического ядра.Текст любого сайта создается для того, чтобы пользователи читали именно то, что хотят найти в интернете, а не наоборот. Несомненно, нужно проследить, чтобы пользователям было доступно необходимое количество информации для ответа на их поисковые запросы.

Привлекай внимание посетителя визуально 
Используй болд, италик, маркеры, блочное разделение и прочие прелести текстового форматирования для выделения ключевой информации, которая будет доступна вашему юзеру за полторы секунды. Ты никогда не угадаешь, сколько юзер отвел у себя в голове времени на изучение твоего ленда – поэтому нам с тобой нужно успеть донести наш посыл в кратчайшие сроки.

Текст обязательно должен быть структурирован по смысловым блокам. И, естественно, разделяться не только границами таблиц, но и дизайнерскими финтифлюшками. 

Контактная информация или «Разрешите представиться»

Обязательно указывай контактную информацию – это повышает уровень социального доверия среди твоих посетителей и предоставляет им возможность если и не совершить целевое действие, то хотя бы дать шанс твоему продажнику привлечь их царственное внимание.

Статика лучше динамики или не пичкай ленд динамичными сервисами

Реклама рекламе рознь. Баннеры, ссылки, сервисы желтая реклама – все эти источники дополнительного профита бизнеса могут превратиться в убийц сайта при неправильном расположении. 

Чем короче якорь, тем надежнее стоит корабль

Анкоры (текст гиперссылок) должны быть понятны. Не надо писать изъезженные фразочки «узнать тут», «продолжение следует…», «читать далее». Пропиши пользователю мини-заголовок того контента, который ему предоставит эта подчеркнутая гиперссылка. Количество слов в анкоре не должно превышать 3х.

Количество полей ввода данных

Не заставляй юзера заполнять лишние поля ввода и информации о себе. Данные мобильного твоего юзера всегда приоритетнее его почты. И шансов закрыть клиента на покупку гораздо больше при личном контексте, чем через безголосые письма. Но есть ниши, в которых почтовый адрес важнее номера телефона.

Призыв к действию или Текст кнопки заявки

Текст кнопки заявки должен соответствовать результату, который мы предлагаем нашим пользователям в заголовке СТА. То есть если в заголовке СТА стоит «Внимание акция! Оставь заявку и получи скидку 100500%», то в кнопке должна быть надпись «Получить скидку».

Грамматические ошибки

Лол штаа?! – вот этого не должно быть. Именно поэтому и придумали профессию копирайтера – человека, отвечающего за смысловую структуру текста, его логическое расположение в блоках, за употребление речевых оборотов и правописание/пунктуацию/орфографию/какой-то-ещё-раздел-науки-русского-языка.

Техническая часть

Отображение сайта

Внимательно отследи, как видят твой сайт пользователи, заходящие с различных устройств и с различных браузеров. За счет «резинового» макета элементы ленда могут наезжать друг на друга, перекрывать необходимую информацию да и просто неэстетично выглядеть. Помни: пользователю должен нравится твой сайт.

Динамическая навигация

Навигация по странице должна подсказывать посетителю его следующее действие. К примеру, все мы привыкли, что при наведении указателя на элемент с видео, стрелочка меняется на указательный палец. Или при наведении курсора на текст, стрелка меняется на курсор-выделение. Используйте эти привычные автозамены-якори для упрощения навигации между элементами лендига.

Выпадающее меню

Здесь важно одно простое правило: выпадающий список должен умещаться в рамках 2/3 экрана. Делается это для удобства выбора необходимого пункта из списка и более наглядного восприятия информации в выпадающем меню.

Хлебные крошки

Посетитель любого сайта всегда должен четко понимать, где он находится. Отражением этого служит два ориентира: адресная строка с доменным именем и указатели в хэдере (прим. «Меню-Дорожный багаж-Чемоданы»).

Логотип компании

Логотип компании должен располагаться в верхнем левом углу и вести на главную страницу сайта. Это негласное правило, которое существует ещё с бородатой даты запуска сайтов в интернете. В случае с лендингами – логотип не должен никуда уводить посетителя, т.к. это всё равно, что купить домик в Тайланде и переехать жить в коммуналку в Тамбове.

Всплывающие окна

Любая динамика на сайте или ленде моментально приковывает внимание пользователя. Особенно – если всплывающее окно мешает просмотру содержания сайта/ленда. Поэтому настоятельно рекомендуется ни в коем случае не размещать автоматически всплывающие окна, а привязывать всплывающий блок только к определенному действию пользователя на сайте.

Содержание главной страницы/первого экрана

Пользователь должен в течение 5 секунд понять, где он находится, перейдя на тот или иной ресурс. Поэтому крайне важно, чтобы графический и текстовый контент на главной странице сайта или на первом экране лендинга давали максимально понятную, ёмкую, а главное – целевую информацию о ресурсе, которому принадлежит этот сайт.

Перегруженность опциями

Общее количество функциональных элементов на странице не должно рассеивать внимание посетителя. Человеку сложно ориентироваться, когда ему мешает слишком большое количество элементов, и тем более нелегко удержать во внимании все элементы, требующие совершить действие с ними (например форма заявки, фильтр товаров, поиск по сайту). 

Работоспособность технических элементов

Необходимо проверить работоспособность всех элементов на сайте. Всегда перепроверяйте дважды! Одни из самых важных элементов, которые кровь из носа необходимо проверять:

  • Кнопки «Оставьте заявку» (в принципе, любой элемент в форме кнопки должен повлечь какое-то изменение на сайте);
  • Поле «Поиск»;
  • Кнопка «Корзина», «Добавить в корзину»;
  • Номер телефона (желательно, чтобы транслировался в скайп);
  • Форма захвата данных (в особенности – на лендах и интернет-магазинах);
  • Поля для рассчета введенных данных (калькуляторы, выплывающие списки и т.д.);
  • Слайдеры с фотографиями;
  • Блоки с видео-контентом.

Ошибки дизайна

Непривычное расположение элементов на странице

В интернете есть негласные правила расположения элементов на странице: логотип – верхний левый угол, контактная информация – верхний правый угол, коорзина – верхняя правая часть хедера, поле поиска – верхняя правая часть хедера. Под товаром в интернет-магазине должна располагаться яркая кнопка «Купить», поля для регистрации/авторизации должны быть в правой верхней части страницы, форма захвата данных на ленда – либо справа на первом экране, либо по горизонтали. Чем меньше посетитель сайта ищет (прости за каламбур) кнопку «Поиск», тем выше коверсия твоей страницы. Размещай привычные элементы сайта там, где их привыкли искать.

Отступы

Для удобства восприятия информации контент на сайте должен быть поделен на блоки с отступами. Внутри этих блоков элементы так же должны быть сгруппированы. Касаемо текста – должны быть разделения на смысловые абзацы. Или же текст должен быть визуально разделен элементами дизайна. Помни одно: информация, которую несет тот или иной элемент (с текстом или без) должна восприниматься быстро и легко.

Пространство страницы

Довольно часто на сайтах можно встретить пустые неиспользуемые места. Это может быть связано с тем, что сайт не протестирован в более высоком разрешении, или структура сайта не продумана — например, боковые меню больше, чем основной текст на странице.

Визуальный шум

Визуальный шум – показатель уровня восприятия контента на странице. То есть чем больше элементов не несущих смысловую нагрузку расположено на странице, тем выше уровень визуального шума. Переизбыток яркости фона, слишком «радужный» дизайн («Правило 3 цветов»), чрезмерная концентрация иконок-кнопок-рамок с изображением на одном экране – всё это создает проблемы в восприятии главного – информации, несущей сайтом. Самый простой способ проверить уровень визуального шума: отойди на 1,5 метра от монитора и проследи, сможешь ли ты быстро найти текст на экране и прочесть его.

Читаемый шрифт

Текст должен быть читаемым. Поэтому следует обратить внимание на цвет шрифта, удобство чтения и расположение текста относительно элементов. Цветовая гамма должна быть подобрана таким образом, чтобы у посетителя не вытекали глаза (никакого прописного шрифта цвета фуксии на зеленом фоне).

Автозаполнение полей ввода данных

Не заставляй думать юзеров сайта – поставь шаблон, демонстрирующий  правильное заполнение формы захвата данных. Шаблон должен исчезать, как только посетитель сайта кликнет на строку ввода данных. Так же отмечу, что рядом с формой должно появляться уведомление в случае неправильного заполнения.

Выделение ссылок

Просто запомни: любые гиперссылки должны быть оформлены вот так. Любые гиперссылки, которые были уже посещены, вкладки меню и прочие элементы, которые уже видел юзер, необходимо выделять от ещё не посещенных мест. Ввиду этого нельзя использовать синий и фиолетовый цвета для оформления шрифтов, т.к. это будет вводить посетителей в заблуждение.

Подпись изображений

Необходимо указывать название изображения в тегах alt и title. Помимо того, что это обязательный пункт адаптации сайта для пользования инвалидами и людьми с ограниченными возможностями, так и вдобавок это весьма полезная функция, позволяющая людям с крайней плохой скоростью загрузки интернета воспринимать контент страницы. Сделать подписи несложно, зато вероятность того, что необходимая информация передастся посетителю, увеличится в разы.

Мы проводим качественный аудит сайта

Задача аудита юзабилити: найти проблемные места сайта, докрутить их, упростить навигацию юзера, предоставить информацию, максимально соответствующую запросам посетителя – ни шага влево/вправо, и повысить конверсию сайта.

Зачем проводить аудит юзабилити:
  • Откорректировать (улучшить) функционал сайта/ленда;
  • Поднять сайт в позициях поисковых систем.
Аудита юзабилити проводится по 3 направлениям:
  • Контент;
  • Техническая часть;
  • Дизайн.
Аудит юзабилити контента проводится по следующим пунктам:
  • Понятность смысла текста;
  • Структурированность текста;
  • Контактная информация;
  • Статичность/динамика элементов сайта;
  • Текст гиперссылок;
  • Поля ввода данных;
  • Текст кнопок;
  • Грамматический АшиПки.
Аудит юзабилити технической частьи проводится по следующим критериям:
  • Отображение сайта в браузерах;
  • Динамическая навигация;
  • Выпадающее меню;
  • Хлебные крошки;
  • Логотип компании;
  • Всплывающие окна;
  • содержание главной страницы/первого экрана;
  • перегруз сайта дополнительными опциями;
  • работоспособность технических элементов.
Аудит юзабилити дизайна сайта базируется на следующих моментах:
  • расположение элементов на странице;
  • отступы;
  • пространство страницы;
  • визуальный шум;
  • шрифт;
  • автозаполнение полей ввода данных;
  • выделение ссылок;
  • подпись изображений в тегах alt и title.

Приведенный список пунктов оценки юзабилити, связанный с технической стороной сайта, дизайном и содержимым ресурса, является неполным, в нем указаны лишь основные направления, в которых стоит искать недочеты. Каждый сайт индивидуален, и то, что на одном является ошибкой, на другом воспринимается как фишка.

Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Отзывы

I write this letter to recommend services of AeroLabs LLC to you. During the last 2 years we have been working with them on different projects. First of all, AeroLabs LLC took part in Online Booking Engine system implementation for new low cost Airline Buta airways (100% Part of Azerbaijan Airlines) and achieved great results.

Working on these projects, we are sure that AeroLabs is highly experienced company. Hope you will use AeroLabs services to improve your business.
Eldar Hadjiev
Vice-president AZAL

Специалист

Директор по развитию

  +7 (499) 490-01-90 *787